/ «Yoga-поезд» по Уралу и Сибири
Личный кабинет
Коврики для йоги
«Yoga-поезд» по Уралу и Сибири
Статья
Суббота, 21 сентября 2013,

«Yoga-поезд» по Уралу и Сибири

Путешествие вместе с Yoga Journal с 22 по 31 августа 2013

Размышления о смысле путешествия

Я была рада принять приглашение журнала Yoga Journal путешествовать с йога-поездом по нескольким причинам:
  • Приятно получать приглашения на мероприятия, которые обещают быть успешными, они продуманы и простроены, рельсы проложены. Есть желание влиться в этот мощный поток.
  • Путешествия обладают самодостаточной силой притяжения, тем более Сибирь и Урал, которые давно хотела посмотреть – побывать
  • Команда Йога Джорнала – это совершенно новые для меня люди, что притягивает и пугает одновременно, плюс знакомство с различными стилями йоги, активное общение с женской аудиторией, и наконец – возможность посмотреть, чем живут сами йога-центры
  • Проверить себя, свои наработки: я ведь следую не столько какой-то устоявшейся традиции, сколько своему внутреннему зову – донести женщинам весть о нашей женской природе, о себе и о них, о той основе, которая позволяет нам жить, умирать и возрождаться множество раз за одну жизнь




Когда я летела в самолете в Екатеринбург, я не знала в лицо никого из участников проекта, поэтому, не опознав никого из них по коврикам, я пребывала в ощущении одиночества и пустоты, полета в неизвестность.

В полете мне бросилась в глаза одна очень стройная женщина в белой блузке с таким строгим лицом, какое свойственно учительницам перед ЕГЭ, которая вкладывалась весь год в своих учеников и теперь ждет от них высших баллов без шпаргалок (естественно).

Она и оказалась одной из моих коллег, с которой мы поселились в одной комнате в гостинице, купе и везде по ходу гастролей. Она преподает йогу по методу Айенгара, строжайшего выверенного до миллиметра метода, которому сама Маша Шатланова, в силу характера, знаний и знаку зодиака (Весы) придавала еще более каллиграфический стиль. Помните ту притчу о тысяче одинаковых иероглифов, из которых мастер выбирает наилучший? Так вот, Маша добивается того, что на занятиях люди, вообще ранее «не рисовавшие» (не обращавшие внимание на такие тонкости, как вытяжение 4-го пальца ноги в дандасане и адхо-мукха шванансане) начинают чувствовать разницу в пояснице и шее до и после практики.





Мария Шатланова, Мария Сорокина (Ив Роше) и Эллен Фербеек в Новосибирске

Сама Маша выглядит как балерина перед выходом на сцену: подтянутая, возвышенная, вдохновленная, двигающаяся под внутреннюю музыку (хотя занятия проходят строго без музыкального сопровождения). Во время класса она ведет за собой всех в выстроенность костяка. Это похоже на то, как иголка уверенно протягивает за собой нить на ту сторону материала, и ты выходишь после занятия другой, выстроенной, натянутой, звенящей. Не представляю, у кого еще можно выдержать эту непрерывную пытку непонятными инструкциями анатомических терминов, когда плотность потока слов превышает допустимую пропускную способность мозга и объема внимания. (УФФ!)

Тем не менее, в манере преподавания Маши нет фанатизма и превосходства, она проверила метод на себе, своем теле и влиянии на другие сферы жизни: как контроль ума над телом, переобучение привычных способов движения на анатомически правильные и осознанные меняют не только тело, но и характер. Она умеет видеть, как с помощью коррекции положения стопы повлиять на состояние коленных суставов, позвоночника, черепа и пр. Поэтому ее занятия я бы назвала «Каллиграфическая йога по методу Айенгара в авторском стиле от Марии Шатлановой» ( КЙ по МФ в АС от МШ)
Две другие участница нашего поезда нашлись сами сразу после прилета, они подбежали и представились: Аня Лунегова и Лена Измайлова. Вскоре я увидела, что они вытворяют в жизни и на классах. Подвижные, гибкие и непоседливые, как пара птичек, они щебетали, рассказывая обо всем, о стиле йоги, который ведут, о своей предыдущей жизни, о себе и своем йога-центре с таким позитивом и милой улыбкой, что хотелось скорее прочувствовать, отчего люди такие жизнерадостные и летучие бывают.



Елена Измайлова и Анна Лунегова
Лена чуть более спокойная, что и понятно – она ждет ребенка, на некоторое время она отходит от ведения занятий и проживает важнейший период в своей жизни, так что эти 10 дней – последний рывок в любимой работе перед отдыхом. А Аня, бывшая танцовщица, постановщица танцевальных номеров для эстрады – вся воздух, движение и мерцание. Изящная и сильная, излучающая мощную волну энергии¸ объединяющую всех, кто попадает в радиус километра, смотрящую глубоко через глаза в глубину каждого человека – в ней смешались качества соблазнительной девушки и мудрой бабушки, оживляющая своим прикосновением дремлющие силы весны в каждом. Стиль Дживанмукти йоги достаточно молодой, но уже очень популярный в Америке и Европе. Его создатели – пара творческих людей, которые любят искусство, музыку, живопись и считают, что йога должна включать в себя кроме физического и ментального аспекта и эмоциональный, работать в целостном потоке восприятия. Поэтому каждый класс включает в себя пение мантр, чтение священных текстов, интенсивную физическую последовательность асан и виньяс, а также музыкальное сопровождение в виде мантр и современных композиций.

Дживанмукти-йога (Jivamukti Yoga) — западное направление йоги, в основе которого практика виньяс, изучение священных текстов, нада-йога (йога звука), бхакти-йога (преданность Богу), пение мантр и медитация. Основатели этого направления йоги Дэвид Лайф и Шэрон Гэннон. Первая школа дживамукти-йоги была открыта в 1989 году, в Нью-Йорке. На данный момент центры йоги открыты в России, Америке, Англии, Канаде, Китае, Германии и Австралии. . Стиль знаменит своим искусством создания последовательностей асан. Они напоминают танец, где позы в сочетании с дыханием плавно, без остановок перетекают одна в другую. С помощью концентрации на едином потоке дыхания, а также концентрации на возвышенном намерении, достигается полное спокойствие ума. «Как американские учителя йоги, мы заметили, что западный человек, практикующий йогу вне Индии, может быть не очень осведомлен относительно философии и смысла, лежащего в основе практики йоги. Мы посвятили себя представлению йоги, как она задумывалась: как духовной практике, где цель жизни — самореализация. Метод Дживанмукти посвящен этому и закладывает основу для этой цели. Для нас йога — это в первую очередь ментальная практика».

Классы Дживанмукти проводят два преподавателя, при этом один направляет с помощью инструкций поток асан, где тесно переплетаются описания поз и процесс дыхания, а также ритм, который держит на себе весь процесс; класс также сопровождается специально подобранной музыкой, состоящей из мантр и современных композиций в стиле нью эйдж. Одновременно второй преподаватель активно помогает занимающимся, корректирует позы, специальным кремом массирует спины и успевает подойти практически ко всем присутствующим, что создает ощущение связи, общности и объединения. В начале класса произносятся мантры Ганеши и Loka Samasta Sukhino Bhavantu, затем преподаватель дает ментальную настройку, напоминает о цели йоги, о развитии чувства благодарности и любви... После класса у меня было ощущение как после интенсивной физической работы, гармонично сбалансированное отдыхом в шавасане, во время которой тело продолжало отрабатывать некоторые новые ощущения, и в итоге возникли чувства свежести, прохлады и покоя.
С нами в йога-поезде был известный специалист по традиционным системам оздоровления, ведущий программы «О самом главном» Сергей Агапкин, который вел в основном лекционные занятия, где, впрочем, охотно показывал примеры приемов из йога терапевтической практики. Мне удалось попасть целиком только на лекцию по женским практикам. Прекрасное владение аудиторией, соединенное с грамотной медицинской терминологией и умением систематизировать передаваемый материал для большинства занимающихся йогой (а это по-прежнему на 80-90 процентов женщины) дают возможность понять важность включения одних упражнений в практику и полное исключение других в зависимости от времени цикла. Его подход к йоге отличается ясностью, опорой на проверенные временем древние тексты, отсутствием крайностей и обещаний чудес, это взгляд трезвомыслящего опытного практика (стаж занятий 25 лет) и врача. Трезво, лаконично и с юмором. Сергей против «тотального» вегетарианства, он за здравый смысл как в выборе еды, так и в подходе к практике йоги. Свой подход он сам называет «адекватная йога для адекватных людей». Сергей Агапкин с Анна Лунеговой

Сергей Агапкин с Марией Ивановой (Yoga Journal)

На классе в Красноярске

Отдельно хочется упомянуть Элен Фербеек: главного редактора Йога-Джорнал, автора идеи этого проекта и очень теплого человека, который старается через популяризацию йоги сделать мир добрее, а людей ближе друг к другу. Та удивительно творческая атмосфера, которая сопровождала нас всю поездку, таких разных людей, преподающих различные стили йоги, была создана благодаря ее команде (Маше Ивановой и Алие Битиевой), а также личным качествам: уму, скромности и мягкости.

Сама Элен практикует Йогу Айенгара, однако охотно пробует и другие виды занятий, чтобы затем рассказать о них огромной аудитории журнала, набирающего популярность в нашей стране.






Эмма Мктрчян (РЖД Здоровье), Эллен Фербеек, Анна Лунегова, Елена Измайлова и Мария Шатланова в Новосибирске


Эллен Фербеек в Красноярске

Что касается отклика от женской аудитории в пяти городах на женскую тематику, то при всех различиях очевидно одно: классы, которые проводятся женщинами и только для женщин нужны и актуальны повсеместно.

В Екатеринбурге, где давно существует клуб под руководством Егора Ротова (йога Айенгара), мой класс (хотя назывался он везде одинаково «Незаменимые упражнения для женщин) был посвящен теме женских энергий: как в зависимости от включения архетипа меняется состояние женщины - ее настроение, движения, внимание. Персефона как источник раскрытия тела, индрий и потенциальных возможностей, Артемида как современная идеальная женщина с нестареющей фигурой без капли так называемого целлюлита и немного похожая на Барби, только без розовых одежек и, зачастую, безо всякого намека на Кена.

Когда я спросила об ожиданиях всех участниц, то в основном пожелания были такими: познакомиться с особенностями женской практики, почувствовать поток энергии Инь, раскрыться и объединиться. Особенно глубоко получилось погрузиться в состояние Деметры, когда мы баюкали внутреннего ребенка и ходили по залу и прикасались друг к другу животами. Вышло нежно и объединяюще. Закончили класс на Гере и упражнениях на воодушевление. На Афродите делали мула бандху на жестких одеялах в клеточку, однако их хватило на всех и «улыбка Моны Лизы» удалась.

В Челябинске нас встречали на вокзале с перформансом ребята из центра ОМ Аня и Сергей с двумя очаровательными дочками в возрасте полгода и 3 лет. Сергей открыто поделился ситуацией в городе и в йога-бизнесе, где, несмотря на ужасную экологию (воздух в городе сильно загрязнен отходами многочисленных предприятий, экономящих на очищении выхлопов), люди настроены очень позитивно и жизнерадостно, и занятие получилось объединяющим и легким. Доминантой было чувство внутреннего ритма и гармонии, Луна была в Овне, и мы гармонизировали ее Весами. В Омске нас встречали две сестры: Оля – руководитель центра Джайя, и ее сестра Ирина, с которой мы провели несколько часов до занятия и после, и которая рассказала о проблемах города и женщин. Обе молодые женщины хорошо понимают проблемы женщин в своем городе и собираются приехать в Москву на конференцию по йоге и для интенсивного обучения технологии йоги для женщин. Класс прошел нелегко, так как зал небольшой, народу было так много, что сидели по двое на ковриках, а также – неожиданно – было двое мужчин. В городе налицо явная потребность общения с профессиональными психологами, врачами и конечно, специалистами по йоге для женщин, которые помогут выработать позитивное отношение к себе, к окружающим и сформировать здоровый женский круг взаимопомощи. Запросы касались серьезных проблем со здоровьем: плохая экология, мастопатии, поликистоз, кандидозы, климакс, недостаток мужчин и пр. В Омске есть еще один йога-центр, который принял активное участие в организации нашего «нашествия» - Гаутама и его руководитель Павел Мошкин, создавший уютнейший центр с тремя оборудованными залами и СПА центром, где идут занятия различных направлений.

В Новосибирске нас встретили представители центра «Снежный Лотос», прекрасный центр с 220-метровым залом, оборудованным всем необходимым, так как базовым курсом здесь проходит йога Айенгара. Его руководитель Елена Берсенева и ее помощница Елена Самарина, сделали все возможное, чтобы наш йога день прошел «на отлично». Одна из ведущих преподавателей клуба Акмухамедова Ольга – врач-гинеколог, преподаватель йоги Айенгара и ведущая класса для женщин – была и на моем классе. Мы уделили внимание и раскрытию баддха конасаны - «бабочки» в разных стилях движений, и особенностям полного дыхания с включением в работу стоп и ладоней. Однако наибольший взрыв эмоций вызвали упражнения на развитие манипурных аспектов: «я хочу и могу, имею право заявлять о себе и своих желаниях», когда мы встречались упруго надутыми животами и невербально сообщали друг другу: «Я – есть, и ты –есть, давай играть вместе».



На моем класса в "Снежном лотосе"



Вся наша команда после серии мастер классов с организаторами в клубе «Снежный лотос»
В Красноярск мы прибыли днем и сразу поехали в шикарный центр «Остров здоровья», который построен на настоящем острове посреди самого Енисея в парке. Центр экстремальных видов спорта от Госкомспорта с размахом, прекрасные залы, холлы и все такое. Ребята в Красноярске оказались бравые, с юмором и хорошие организаторы – как самой встречи, так и вегетарианского ужина после нее. Все очень понравилось – и город и центр и организация!

Мой класс по Луне в Раке был посвящен области груди: раскрытию грудной клетки, чувствам эмпатии и любви. В конце была медитация на запах с выбором между амброй и мускусом. Победила амбра. Эти ароматы открывают нижние центры, возвращают женщине естественную открытость и земную простоту. Люди были очень открыты, и тепло объединения заполнило все вокруг. Мы говорили о возможности полного принятии себя, без критики и без многочисленных «но». Постоянная самокритика, недовольство и непринятие своего тела ведут к постоянной потере энергии, апатии и депрессии. Женщинам очень важно применять в жизни принцип «Сантоши» - удовлетворенности, благодарности за все то, что есть.

В общем, в зале было около 80 человек, и большинство из них занимаются йогой на хорошем уровне. Я спросила у группы: кто из вас сидит дома, занимается домашней работой, а все остальные заботы берет на себя муж? Три человека подняли руки. Остальные живут активной социальной жизнью, т. е. используют янскую часть своей природы. Так что же нам остается? Принять и это и бережно сохранять и взращивать ИНЬ. Есть и еще один вывод: большинство (абсолютное) преподавателей йоги, которые приняли участие в этом проекте - женщины. Это значит, что женщина начинает все больше влиять на мир, осознавая себя, свое состояние, свое тело, свою миссию в этом мире. А значит, тем востребованнее будут не просто женские практики, но целостный комплекс по женским энергиям в йоге. В частности, особенного внимания требуют следующие моменты:

1. Дыхание
2. Знание своего личного месячного цикла
3. Умение концентрироваться и включать ум в работу и противоположное умение - реклаксироваться и отдыхать (за 3-5 мин)
4. Уважать свою женскую природу (это больше из области жизни Души, основная идеи книги «Бегущая с волками» К.П. Эстес)
5. Умение играть и исследовать новые горизонты
6. Умение переключаться и входить в разные эмоциональные и энергетические состояния и роли (архетипы)

Всем этим мы и занимаемся на йоге для женщин!
Наталья Кузьмичева
 
Top SunHome.ru